Как помочь ребенку адаптироваться к школе


polza-skazok-dlya-detey-02Посещение школы – это не проблема в том случае, если ребенку оно приносит положительные эмоции (или как минимум не вызывает негативных). Но так везет не всем. Вы удивились бы, узнав, какой процент детей страдает от школьной дезадаптации разной степени выраженности. Поэтому перед многими родителями живо встает вопрос: как помочь ребенку успешно адаптироваться к изменениям в жизни, связанным со школой – поступление в 1-й класс, переход в другую школу и т.д.?

3 компонента школьной адаптации:

  1. Физиологический (подстройка организма к изменившимся условиям). Характеристика успешной адаптации: отсутствие заболеваемости в период «акклиматизации» в школе и способность к энергозатратам. Обратите внимание на последний пункт: повышенная утомляемость может быть сигналом не того, что детям задают много уроков, а в том, что организм испытывает повышенные нагрузки.
  2. Поведенческий. Освоение новой деятельности (наибольшее отношение этот компонент, конечно, имеет к первоклассникам). Характеристика: успешное усвоение школьной программы, хорошие отзывы учителей и оценки.
  3. Эмоциональный. Принятие новой ситуации. Характеристика: позитивное отношение к учебе и ситуации в целом (если ребенок все время повторяет, что он хочет обратно в сад или в свою прежнюю школу – это тревожный симптом).

Уровни социально-психологической адаптации ребенка к школе

(по Г.М. Чуткиной):

  1. Высокий. Ребенок положительно воспринимает новые требования и условия, хорошо понимает учебный материла, способен решить задачи повышенной сложности. Внимателен на уроках, охотно и добросовестно выполняет различные поручения. Популярен в классе.
  2. school-choice-2Средний. Положительное отношение к обучению и школе. Усваивает учебный материал, изложенный наглядно и подробно. Внимателен и старателен в выполнении поручений взрослых, но при этом требует контроля. Сосредоточен над теми заданиями, которые ему интересны. Поддерживает дружеские отношения с несколькими одноклассниками.
  3. Низкий. Безразличное или отрицательное отношение к школе. Жалобы на головные и желудочные боли, усталость и сонливость. Подавленное настроение, нарушения дисциплины. Отсутствие интереса к учебным предметам, нерегулярно готовится к урокам. При выполнении заданий и поручений такому ребенку необходим контроль со стороны. Не имеет близких друзей в классе.

Помните, что низкий уровень школьной адаптации – это еще не дезадаптация! В таких тонкостях поможет разобраться школьный психолог. Он же сумеет верно оценить ситуацию (в его распоряжении масса диагностических методов!) и справиться с ней. Родители же, в свою очередь, могут помочь своему ребенку лишь в том аспекте школьной адаптации, к которому они имеют непосредственное отношение – оценка родителями школьной жизни ребенка.

Рекомендации родителям по упрощению для ребенка процесса адаптации к школе:

  1. Не ожидайте от ребенка лишь высокой успеваемости и отличных оценок. Не демонстрируйте недовольство, если ваш школьник с чем-то не справляется или чего-то не умеет. Иначе вы будете попусту тревожиться и передавать свое состояние ребенку. Помогайте ему стать более самостоятельным, а значит, и уверенным в себе. Помогая, к примеру, в подготовке уроков, помогите ребенку пройти 3 этапа: вы вместе; вы рядом; ребенок делает уроки сам.
  2. Не сравнивайте результаты вашего ребенка с достижениями каких-то других детей, тем более – сестер и братьев. Лучше найти ту сферу, в которой ребенок добивается определенных успехов – спорт, рисование, домашние дела – и убедите, что, если он умеет что-то делать хорошо, то сумеет научиться и остальному.
  3. Хвалите за труды. Заслуженная оценка «хорошо» честнее завышенной оценки «отлично», поэтому хвалите не за высокие оценки, а за старание и труд. Это способствует не только облегчению адаптации к школе, но и формированию у ребенка адекватной самооценки. Пусть ваша похвала будет как можно конкретнее: не «ты у меня молодец», а «ты быстро решил эту задачу», «ты сегодня хорошо прибралась в своей комнате». Чем конкретнее похвала, тем ощутимее ребенок понимает, что вы его цените.
  4. Не отзывайтесь негативно об учителях или своем школьном опыте.
  5. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, акцентируя внимание на общении с одноклассниками, общественной жизни, кружках и секциях и т.д.
  6. Помогите своему ребенку найти сферу, где он достигает наибольших успехов.
  7. Устанавливайте доверительное общение, показывайте ребенку, что он может быть искренним с вами – не осуждайте и не высмеивайте, будьте терпеливы и внимательны.

Помогите ребенку в адаптации к школе, насколько сможете, а в случае необходимости попросите поддержки у учителя или школьного психолога. Тогда дела с учебой наладятся, и процесс обучение будет проходить намного легче.copyattachment8364

 

 

 

 

 

 

 

Рассказать друзьям:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

1 комментарий, Комментировать

Комментарий к “Как помочь ребенку адаптироваться к школе”